телефон: (3812) 90-88-62
(3812) 35-42-19
(3812) 35-42-18
8-800-234-55-49
(звонок по России бесплатный)
E-mail: admiral-omsk@mail.ru
меню
Насосные станции и очистные сооружения

Задвижка телескопическая: устройство и принцип работы

Системы обеспечения многих объектов используют подземные трубопроводы, с подачей воды под напором. Правда при этом для обеспечиваемых объектов важным считается фактор обустройства территории, прилегающей к объекту. Например, для спортивных комплексов или гольф-клуба наличие канализационных люков на газоне просто недопустимо. В таких случаях применяется новое оборудование для управления трубопроводами — телескопические задвижки.

Принцип устройства задвижки

задвижки телескопические

 

Идея отказаться от затратных канализационных колодцев и туннелей прокладки трубопроводов в городах неожиданно нашла свое применение в новом материале.


Впрочем, здесь не только идея материала и задвижек, здесь важно обратить внимание на саму философию устройства водопровода. В классическом понимании городского центрального водопровода распределение всех потоков осуществляется при помощи запорной арматуры — задвижек. Большие и маленькие, с выдвижным штоком и поворотным диском все эти распределительные элементы укрываются под слоем земли в специальных колодцах. Здесь и проводится в случае необходимости перекрытие направления подачи воды. Проблема в том, что даже к самому отдаленному потребителю будет прокладываться трубопровод и устанавливаться колодец с металлическим люком.


Идея использовать вместо колодца небольшую трубу из пластика или длинный шток позволяет существенно сэкономить на строительстве колодца. Просто в случае необходимости перекрыть воду достаточно на поверхности аккуратно отвинтить пробку, вставить телескопический шток и повернуть его на 90 градусов.
Такое решение привело к появлению нового класса запорной арматуры для водопроводов — телескопических задвижек.

Новая арматура для новых систем

 

Применение, а вернее отказ от применения запорной арматуры обычного формата требуют также применения и нового вида оборудования. Идеально в современных условиях к этому способу установки подходят полиэтиленовые или пластиковые трубы. Пластик и полиэтилен при закладке в грунт имеет примерно такой же срок службы, как и металл, правда металл при этом должен быть обработанный антикоррозионной мастикой и иметь многослойную гидроизоляцию.


А вот что касается запорной арматуры, то здесь старые задвижки и затворы оказались неготовыми для установки в грунт. Для такого способа установки потребовалась разработка нового типа арматуры с корпусом из пластика. Сегодня в основном зарубежные фирмы производят такие краны. А вот отечественные пошли по иному пути — в разработке сегодня системы, позволяющие установить обычные чугунные задвижки и приспособить их для работы с телескопическими штангами.


В качестве задвижки для водопроводов без колодезного типа используется кран с пластиковым корпусом. Конструкция задвижки дает возможность подсоединения ее к трубам как при помощи пайки, если трубы пластиковые или при помощи муфт, если трубы полиэтиленовые.

Задвижки телескопические устройство и принцип работы

Принцип работы телескопических задвижек

 

Для управления потоком, например, для полива лужаек в парке или игрового поля используется подземная система трубопроводов, с управлением при помощи телескопических задвижек. Сами задвижки выполнены из прочного пластика, и предназначены для закрытого типа установки. Пластиковый корпус внутри имеет металлические детали, которые и выполняют роль затвора — шаровой элемент и его корпус.


Другими словами, это самый обыкновенный шаровой кран только большего размера. Шаровая заслонка имеет отверстие, которое при повороте в направлении движения жидкости пропускает ее, а при повороте штока на 90 градусов полностью перекрывает поступление. Чтобы управление было максимально простым, на дне корпуса установлен подшипник, а корпус и затвор имеют морозостойкую смазку. Так что даже после нескольких лет эксплуатации кран работает отлично.


Выходящий за пределы заслонки шток имеет посадочное место для подсоединения телескопической штанги через специальный переходник.

Дополнительные устройства и оборудование

Самым нужным видом дополнительного оборудования для управления телескопическими задвижками выступает шток, или как его называют в прайсах — телескопический шток. Он нужен для того чтобы с поверхности земли поворачивать шток шарового заслона.


Особенностью этого устройства выступает его схожесть с настоящим телескопом — при работе он раскладывается подобно подзорной трубе или телескопу. Принципиально существуют две модели таких устройств:

  1. Для стационарной установки;
  2. Для использования в качестве ключа.

Конструкция этого устройства также проста — металлический стержень на который надеты металлические трубки. Сам стержень выполняется из марочной стали и имеет на конце переходник для установки на шток крана. Дальше удлинение осуществляется при помощи раскладывающихся элементов — трубок, вставленных друг в друга.

 

Снаружи вся эта конструкция, имеет пластиковый корпус, защищающий вал от контакта с грунтом. Также пластиковыми трубами отделаны и телескопические трубки.


При работе шток опускается в полость вертикальной трубы, установленной над краном и закрепленной в специальном хомуте. Шток нижним концом упирается в переходник и фиксируется в посадочных гнездах. После приложения небольшого усилия вращательное движение передается на затвор и кран открывается.

Стационарная установка телескопической задвижки

 

Вариантом стационарной установки штока на задвижку может быть необходимость постоянного использования арматуры. В таком случае на шток задвижки устанавливается переходник, к которому фиксируется при помощи винтов телескопический шток.


Пластиковый корпус штока в таком случае становится защитным покрытием устройства. На поверхности для управления задвижкой выводится наружный корпус на 3-4 см и закрывается пробкой. При работе пробка извлекается и в верхний стыковочный узел вставляется штурвал или рычаг для управления.


Особенностью такого метода установки выступает необходимость научить персонал или владельца не только пользоваться задвижкой, но и знать где она размещается.


Сама квадратная головка для управления имеет размеры 50х50 мм. Этот достаточно, чтобы надеть на нее нижний шток и использовать для управления. Линейные размеры штанги дают возможность использовать задвижки на разной глубине — от 1,16 метра до глубин 2,06 метра. Как видно, такая глубина вполне соответствует глубине залегания водопроводных систем ниже уровня промерзания грунта.

Использование отечественных систем

 

Одним из направлений использования безколодезной технологии установки телескопических заслонок выступает метод установки пластиковых защитных элементов на обычные чугунные и стальные заслонки. Для работы в таком случае используется специальный переходник, надеваемый на верх штока заслонки. Далее, на корпус задвижки и шток с переходником надевается пластиковый футляр, и вся эта конструкция засыпается грунтом. Это направление имеет все возможности стать одним из самых популярных ввиду реальной экономии средств при обустройстве водопроводных коммуникаций. Правда, этот вариант использования телескопических задвижек пока не получил большого распространения.