Задвижка стальная клиновая: виды, устройство и принцип действия

Прямым назначением задвижек клинового типа является перекрытие основного потока перемещаемых через трубопровод продуктов. Задвижка представляет собой разновидность арматуры, которая используется при комплектации систем трубопроводов. Запирающий или регулирующий элемент будет двигаться перпендикулярно относительно движущегося рабочего потока.

 

Встречаются следующие виды задвижек:

  1. клиновые;
  2. шиберные;
  3. параллельные;
  4. шланговые.

Устройство задвижки клинового типа, исходя из наименования, имеет форму клина, а уплотнитель будет расположен под определенным углом друг к другу. Конструктивно они также могут отличаться – двухдисковые, упругие и жесткие.

Принцип функционирования и конструкция

задвижка стальная клиновая

 

Для того, чтобы лучше разбираться в качестве и тонкостях использования выбранного оборудования, следует предварительно ознакомиться с конструктивными особенностями. Базовый набор представляет собой корпус с крышкой, оснащенный задвижкой фланцевого типа, в рабочую полость которого попадает движимая рабочая среда, находящаяся под определенным давлением.

 

Строение может несколько отличаться в зависимости от производителя и назначения готовой продукции. При использовании конструкций с невыдвижным шпинделем узел будет расположен в самой среде и даже при полном закрытии или открытии устройства, они так и останутся погруженными в рабочую среду.

Немного отличаются от предыдущего варианта приспособления, оснащенные шпинделем выдвижного типа, в которых узел в открытом положении будет подниматься на один уровень затвора. При использовании таких моделей, узел будет соединяться с затвором, и подниматься (поступательными движениями) посредством гайки ходовой.

 

Внутри каждой конструкции размещены специальные седла, которые размещаются по-разному, в зависимости от разновидностей используемых устройств. Клин и шток сойдутся, находясь на фазе «закрыто». Будут вращаться и шпиндель с ходовой гайкой, образуя пару, тем самым сменяя предыдущий режим. Также отличительной чертой принято считать и принцип их действия, которые могут быть пневматическими, электрическими и ручными.

Преимущества использования конструкции и ее недостатки

 

Стальные клиновые задвижки имеют целый ряд преимуществ, которые и сделали их такими популярными в сфере коммунальных услуг:

  1. Простота используемой конструкции. При сравнении с шаровыми кранами, они устроены несколько проще. Это значительно упрощает монтаж и последующее обслуживание оборудования.
  2. Полная универсальность. Стальные задвижки могут работать со многими системами и вспомогательными конструкциями, в отличие от тех же дисковых затворов.
  3. Компактные размеры. По длине они компактны, однако по ширине проигрывают крану шарового типа или дисковому затвору.
  4. Превосходный показатель герметичности. Это позволяет обеспечить оптимальный показатель рабочего давления внутри системы.

Несмотря на множество положительных факторов их использования, следует обратить внимание и на негативные аспекты этого вопроса. При выборе оборудования их также следует учитывать.

Недостатки конструкции:

  1. Замедленное срабатывание. Плавность здесь сыграла злую шутку, ведь с ней прибор стал невероятно медленным.
  2. В качестве регулирующего устройства их использование невозможно. Возможных для использования режимов у них всего два.
  3. Строительная высота небольшая. Установка таких элементов возможна только при наличии огромного количества свободного пространства.
  4. Уплотнительные поверхности невысокого качества.

Разновидности клиновых задвижек

виды клиновых задвижек

 

Типов клиновых задвижек всего три и делятся они исходя из особенностей седла и конструкции:

  1. Клиновые задвижки разделительные. Посадочные поверхности у них самонастраивающиеся. Используемый клин позволяет эксплуатировать оборудование как с жидкостями, так и с газами, в том числе и коррозийными составами.
  2. Клиновый затвор гибкий представляет собой цельный диск, имеющего развез по всему периметру, что дает возможность изменения угла в случае необходимости между пластинами седла. Столь узкий разрез дает возможность сохранить необходимую прочность и гибкость. Однако в центре материала остается мало, что и делает его гибким.
  3. Использование твердого затвора клинового, как прочной и одновременно простой конструкции. Монтаж производится в системе трубопроводов, где рабочая среда представляет собой жидкости с низким содержанием посторонних (твердых) примесей.

Тип используемого затвора:

  1. Затвор клиновый упругий с задвижкой, которая обеспечивает более надежное перекрытие и в случае необходимости регулирование скорости основного потока. Выдерживает высокое давление. Они используются как в газовой, так и нефтяной промышленности, где принято использовать трубопроводы, функционирующие под высоким давлением.
  2. Клиновые затворы с задвижкой. Используются в жилищном и коммунальном хозяйстве. Спрос на них огромный. Также возможна установка в технологических колодцах, что позволяет отключать приспособление в случае наступления аварийной ситуации на одном из участков.

Технические особенности

особенности клиновых задвижек

 

В большинстве случаев задвижки такого типа принято считать полнопроходными, в этом случае диаметр устройства и трубопровода полностью совпадут. Однако можно встретить и зауженные модели, которые используются для существенного сокращения показателя силы в определенный момент при открытии или закрытии приспособления. Присоединяется такая арматура непосредственно к трубопроводу с помощью фланцев. Это позволяет в значительной степени упростить демонтаж и монтаж устройства в дальнейшем. Такой тип устройств принято использовать на трубопроводах разного назначения.
Исходя из вида запорного устройства:

  1. двухдисковые;
  2. жесткий клин.
  3. Исходя из принципа управления:
  4. использование механического привода;
  5. ручной привод.

Задвижки клиновые стальные в большинстве случаев является чуть ли единой возможностью использования арматуры запорного типа. На соответствие базовых характеристик также следует обращать внимание, так как последующие эксплуатационные характеристики будет основываться на них. При соблюдении всех правил и норм элемент прослужит значительно дольше.

 

Разновидности в зависимости от конструктивных особенностей:

  1. Конструкции могут быть сваренными и литыми. Свое название этот механизм получил благодаря внутренней детали, которая имеет форму клина, который и отвечает за своевременное открытие или закрытие отверстия внутри системы. Стальные клиновые задвижки могут иметь характерные отличия, по которым их разделяют на некоторые подвиды. Таким образом можно использовать жесткие клиновые задвижки при обустройстве систем трубопроводов. К существенным недостаткам следует отнести возможность заклинивания приспособления. Причиной может стать износ или преждевременная коррозия.
  2. Монтаж двухдискового элемента осуществляется под определенным углом. Таким образом получилось продлить эксплуатационный срок отдельных комплектующих. Упругие элементы являются аналогами двухдисковых элементов, которые в положении, при котором отверстие закрыто, слегка изгибаются. Такой тип конструкции является одновременно надежным и простым.

Управление арматуры может осуществляться несколькими способами:

  1. редукторным – разновидность ручного типа управления, однако сам процесс является облегченным, что является необходимостью при эксплуатации крупногабаритных приспособлений;
  2. с применением электропривода – может быть оснащен пневматическим приводом или гидравлическим;
  3. полностью ручной – с применением штурвала.

К наиболее распространенным и одновременно востребованным типом задвижек является клиновая стальная задвижка. Они легко устанавливаются и также просто демонтируются в случае необходимости. По обеим частям от горизонтального края размещены фланцы. С их помощью и производится крепление оборудования. К соединению резьбового типа относятся муфтовые модели. Под приварку же принято использовать сварочные. В случае с клиновыми задвижками они также именуются как приваренные. Применяемая технология литья позволяет изготавливать высококачественные модели из чугуна и особо прочного сплава на основе стали. Титановые сплавы характеризуются тем, что для сварки заводы используют уже готовые отдельные элементы.

Установка оборудования

 

Осуществление монтажа задвижек на систему магистральных трубопроводов в промышленности осуществляется исключительно командой специалистов. В качестве наиболее часто используемых соединительных элементов применяются различные фланцевые соединения. При проведении всех необходимых работ, следует придерживаться таких базовых правил:

  1. Демонтаж оборудования может проводиться только после полного спуска рабочей среды из системы. В случае необходимости, отдельные участки следует защитить от налета, окалины или грязи.
  2. Качество фланцевых соединений необходимо проверить до начала установки. Сама шайба не должна иметь каких-либо видимых повреждений – дефектов, выемок, царапин или трещин.
  3. Подобное оборудование может размещаться исключительно прямолинейно на основной части магистрали, на заранее очищенных и подготовленных ровных участках поверхности. Это позволит исключить возможное возникновение напряжения на отдельных участках перекосов и изгибах, которые могут привести к образованию протечек. Жесткие опоры используются в процессе монтажа в качестве дополнительной опоры.
  4. Производить давление на маховики запрещается, так как именно благодаря им осуществляются манипуляции над заслонками. Пренебрежение к этому требованию неминуемо приведет к образованию трещин и дальнейшим поломкам.

Обвязка при помощи мягкого стропа обязательна, однако креплений за штурвал или шток рекомендуется избегать, так как присутствует риск повреждения защитного покрытия. Это может привести к началу преждевременной коррозии.

Все характеристики выбранной модели запорного оборудования должны совпадать с требованиями, прописанными в ГОСТ.