Насос пожарный пн: устройство, принцип действия, отличия от других

При организации пожарной системы довольно много внимания уделяется выбору насоса. Насос пожарный ПН центробежного типа получил весьма широкое распространение, он характеризуется определенными особенностями, которые нужно учитывать. Рассмотрим подробнее все устройства подобного типа.

Назначение насосов

функция пожарного насоса пн

 

Пожарный автомобиль может иметь насосную станцию, которая представлена центробежным насосом. Перекачивание воды производится из цистерны и других накопительных элементов. Считается, что достаточным напором становится поток около 100 метров. В некоторых случаях устройство используется для беспрепятственного перекрытия системы.

Встречаются также передвижные устройства, представленные тележками. Они характеризуются высокой мобильность и простотой в применении. Стационарная установка также возможна с учетом всех требований.
Подобные устройства могут использоваться не только для подачи воды, но и ее перекачивания. Однако, в этом случае давление может быть весьма большим, что создает серьезные проблемы при проведении этой процедуры.

Обозначение устройства проводится следующим образом:

  1. ПН – первые две буквы указывают на то, что устройство является пожарным насосом.
  2. Две следующие цифры применяются для определения номинального подачи в литрах в секунду.
  3. Некоторые буквы в маркировке применяются для обозначения особенностей конструкции. Примером можно назвать букву К, которая применяется для обозначения консольных вариантов исполнения.

Наиболее важным параметром можно назвать производительность, которая также указывается в маркировке. Она измеряется в том, сколько литров в секунду устройство может подать.

Устройство и принцип работы

Схема консольного центробежного пожарного насоса довольно проста, что определяет длительную эксплуатацию. Состоит механизм из следующих элементов:

  1. Корпус предназначен для обеспечения защиты внутреннего механизма, а также для требуемой герметичности. При изготовлении корпуса применяется материал с высокой механической и коррозионной стойкостью. В большинстве случаев элемент получается при применении технологии литья и использовании чугуна. Также распространены модели со стальными корпусами, которые стали появляться относительно недавно.
  2. Вращение передается на вал. При его изготовлении используется сталь с высокой прочностью и также коррозионной стойкостью. На валу крепится закрытое лопастное колесо с обтекателями. Подобный элемент создает требуемую центробежную силу, которая и создает требующееся давление.
  3. Фиксация колеса проходит при применении шпонки. На противоположной стороне вала есть шестерня, предназначение которой заключается в соединении с тахометром.
  4. Вращение обеспечивается за счет установки подшипников, которые находятся в специальных камерах с маслом. Заливать смазочное вещество можно через горловину, также есть отверстие для слива масла.

Работа рассматриваемого устройства довольно проста. Среди особенностей отметим следующие моменты:

  1. Перед началом ввода устройства в эксплуатацию насос заправляется рабочей жидкостью. Это связано с тем, что центробежные насосы не обеспечивают всасывание жидкости.
  2. Для того чтобы провести слив жидкости при необходимости в нижней части устанавливается специальный кран.
  3. Через всасывающий патрубок вода попадает в зону вращения колеса. Стоит учитывать, что на поверхности есть лопатки, которые передают кинетическую энергию.
  4. Действие центробежной силы приводит к тому, что частицы воды двигаются от центральной части колеса к стенкам рабочей камеры. По боковым сторонам расположены улиткообразные отводы, которые и требуются для передачи воды.
  5. Диаметр проходного сечения увеличивается от центробежной камеры к выходному отверстию, за счет чего скорость движения потока снижается, а давление существенно увеличивается.
  6. Для контроля работы устройства требуется тахометр или манометр, а также мановакуумметр.

Главным требованием использования подобного устройства можно назвать обеспечение хорошей проходимости подводящего трубопровода, так как в противном случае может появится кавитация.

Достоинства и недостатки

У пожарных насосов центробежного типа есть довольно большое количество достоинств и недостатков. Существенными преимуществами назовем следующие моменты:

  1. Равномерность подачи потока. После подключения устройства давление становится постоянным.
  2. Высокая надежность конструкции. Простота устройства определяет то, что оно служит в течение длительного периода.
  3. Простота обслуживания. Рассматриваемые конструкции могут быть обслужены при минимальных затратах.
  4. Простота реализации привода от любого двигателя. Распространение центробежного насоса можно связать именно с тем, что они могут устанавливаться на автомобилях специального предназначения самого различного типа.
  5. Относительно высокий показатель КПД, который составляет 58%. Есть устройства и с более высоким показателем эффективности, но они обходятся намного дороже.

Есть также довольно большое количество недостатков, которые также должны учитываться. Они выглядят следующим образом:

  1. При серьезном повышении давления в системе серьезно падает КПД. При этом показатель может упасть до критического значения.
  2. Отсутствие возможности самостоятельного всасывания жидкости.
  3. Устройство не может использоваться для создания в системе большого давления.
  4. Внутри все элементы чувствительны к различным загрязнениям. Примером можно назвать тину, щебень, камни и крупные частицы.

Кроме этого, большинство устройств находятся в плохом техническом состоянии.

Основные характеристики ПН-40

характеристики пожарного насоса

 

Довольно большое распространение получил центробежный насос модели ПН-40. Она характеризуется довольно большим количеством особенностей, среди которых отметим:

  1. Производительность устройства составляет более 40 литров в секунду. Этого вполне достаточно для эффективного пожаротушения.
  2. Напор составляет 100 метров с небольшой погрешностью. Для большого давления потребуется другая модель насоса.
  3. Максимальное количество ГПС, которые одновременно подключаются, составляет 5 шут.
  4. Внутренний патрубок имеет диаметр от 70 до 125 мм. За счет этого возникает возможность подключения распространенных всасывающих пожарных патрубков.

Стоит учитывать, что подобная модель характеризуется возможностью создания постоянного давления. За счет этого исключается вероятность пульсации потока. При заломе патрубков или х перекрытии устройство способно работать на себя и не выключаться. Единственным, н существенным недостатком назовем то, что устройство не может проводить забор воды с открытых водоемов.

Классификация устройств

классификация пожарных насосов

 

Основная классификация заключается в типе применяемого материала при изготовлении корпуса. Другими признаками классификации назовем следующие моменты:

  1. Число рабочих колес может варьировать в определенном диапазоне. Довольно большое распространение получили одно- и двухступенчатые варианты исполнения, также есть многоступенчатые.
  2. Вал, через который передается вращение, может быть расположен вертикально или горизонтально, а также под определенным углом. Расположение вала определяет то, какие подшипники применяются и как они расположены. Во всех случаях подшипники расположены в специальных масляных камерах.
  3. Классификация проводится и по показателю номинального давления. Нормальный показатель составляет 100 метров, более высокий показатель составляет 300 метров. В продаже встречаются комбинированные насосы, которые позволяют выбирать параметр при необходимости. Комбинированный вариант исполнения представлен сочетанием нескольких устройств, которые последовательно соединены между собой. Общий привод позволяет синхронизировать работу всех устройств, сделав блок более эффективным.
  4. На автомобиле устройство может располагаться спереди, сзади, а также в центральной части транспортного средства.

В заключение отметим, что в продаже встречается довольно большое количество различных моделей насосов центробежного типа. При выборе уделяется внимание тому, какое давление нужно создать на выходе, а также некоторые другие моменты.